Права потребителей парикмахерских услуг

Что должен знать потребитель о своих правах, отправляясь в парикмахерскую? Парикмахерская – это предприятие, оказывающее не только непосредственно парикмахерские услуги, но также услуги маникюра, педикюра,косметических и сопутствующих процедур. Это означает, что парикмахерские обязаны соблюдать не только требования закона «О защите прав потребителей», но и Правила оказания бытовых услуг, санитарно-эпидемиологические требования и правила. В помещении парикмахерской должны присутствовать дезинфицирующие средства, персонал должен иметь медицинские книжки, все используемые инструменты должны проходить санитарную обработку.

При получении таких услуг на объектах бытового назначения большинство клиентов не обращают внимания на ситуацию с соблюдением профилактических мер.

Отклонения от санитарно-эпидемиологических правил могут наблюдаться при интенсивном потоке клиентов, когда на объекте бытового обслуживания не хватает имеющегося количества маникюрных наборов, обработанных с соблюдением всех норм. Также не всегда проходят обработку ножницы, расчески и другие инструменты в парикмахерских, а процедуры, сопровождающиеся повреждением кожного покрова (татуаж, маникюр,педикюр), иногда выполняются без перчаток.

Таким образом, процесс получения и предоставления косметических услуг на объектах бытового обслуживания несет целый ряд потенциальных рисков для здоровья клиентов и самого персонала, включая возможность травмирования и заражения гемоконтактными(гепатиты, ВИЧ-инфекции, туберкулез) и гнойно-септическими инфекциями.

Учитывая жесткие рыночные условия и общую ориентацию индустрии красоты на удовлетворение запросов клиентов, мощным фактором для улучшения ситуации может стать повышение грамотности населения как потребителей косметических услуг. С данной точки зрения рекомендуем посетителям парикмахерских и салонов красоты обращать внимание на выполнение элементарных требований СанПиН 2.1.2. 2631-10        « Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги», в частности таких, как:

— для обслуживания клиентов должно использоваться только чистое белье. Разрешается использование одноразовых шапочек, накидок,простыней, салфеток.

— удаление остриженных волос с шеи и лица клиента должно проводиться чистой индивидуальной салфеткой или ватным тампоном. Запрещается использование кисточек для удаления остриженных волос.

— при выполнении химической завивки смачивание волос раствором проводится тампоном, сменяемым после каждого посетителя.

—  инструменты для маникюра, педикюра, татуажа, пирсинга, пилинга, марлевые салфетки, ватные шарики, а также другие расходные материалы стерилизуют в стерилизаторах,упакованными в стерилизационные упаковочные материалы.

— инструменты, используемые для манипуляций, при которых возможно повреждение кожных покровов (маникюр, педикюр, чистка лица и другие косметические услуги) после каждого клиента без предварительного промывания водой помещают в дезинфицирующий раствор.

Работники парикмахерских должны соблюдать следующие правила личной гигиены:

— перед началом и после окончания обслуживания клиента тщательно мыть руки мылом;

— в косметических кабинетах для обработки рук применять кожные антисептики, разрешенные к использованию в установленном порядке;

— осуществлять уход за кожей рук, используя защитные и смягчающие кремы, лосьоны;

— осуществлять окраску волос в резиновых перчатках;

— не курить и не принимать пищу на рабочем месте.

Качество парикмахерских услуг – весьма деликатный вопрос, поскольку сразу отражается на внешности потребителя, а исправление недостатков может потребовать определенного времени. Известны случаи, когда неисполнение парикмахерскими буквы закона имело и вовсе неустранимые последствия. Если права потребителей парикмахерских услуг нарушены, потребитель вправе, по своему выбору,потребовать:

— безвозмездного устранения недостатков оказанных услуг,

—  соответствующего уменьшения цены на оказанные услуги,

—  компенсации материальных расходов, понесенных на устранение недостатков полученной услуги.

Существует определенная последовательность действий по защите прав потребителей парикмахерских услуг. Во-первых, потребитель вправе устно выдвинуть одно из вышеперечисленных требований. Во-вторых, пострадавший потребитель вправе составить письменную претензию, адресованную руководителю организации. В-третьих,потребитель вправе обратиться с жалобой  в территориальный орган Роспотребнадзора. Наконец, потребитель вправе защищать свои нарушенные права в судебном порядке.

Специалисты Консультационного центра для потребителей уведомляют  граждан, как потребителей парикмахерских, маникюрных, педикюрных и косметологических услуг,что они вправе обращать внимание на качество оказываемых услуг и требовать от персонала надлежащего их исполнения.

Граждане, помните, что грамотный потребитель – это здоровый потребитель!

Памятка потребителю (клиенту)  парикмахерских услуг.

Услуги парикмахерских регулируют следующие нормативно-правовые акты:

  1. Закон РФ от 07.02.1992. №2300-1 «О защите прав потребителей»;
  2. Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утверждённые постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 года № 1025;
  3. ГОСТ Р 51142-98 «Услуги бытовые. Услуги парикмахерских. Общие технические условия»;
  4. Сан ПиН 2.1.2.1199-03 «Парикмахерские.

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию».

Итак, что должен знать потребитель, обратившийся за услугами в салон красоты или парикмахерскую.

Услуги парикмахерских — результат непосредственного взаимодействия организации и клиента, а также собственной деятельности организации по удовлетворению эстетических и гигиенических потребностей клиента.

Потребитель услуг парикмахерских — гражданин (клиент), получающий, заказывающий или имеющий намерение получить или заказать услуги парикмахерских для личных нужд.

Исполнитель услуг парикмахерских — организация, независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги парикмахерских по уходу за волосами, кожей лица и тела, ногтями, выполняющие постижерные работы.

Потребитель имеет право получить следующую информацию:

—   перечень оказываемых услуг и форм их предоставления;

—   обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать услуги;

—   сроки оказания услуг;

—   данные о конкретном лице, которое будет оказывать услугу, если эти данные имеют значение, исходя из характера услуги;

—   гарантийные сроки, если они установлены федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации или договором, либо предусмотрены обычаем делового оборота;

—   цены на оказываемые услуги, а также на используемые при этом материалы и сведения о порядке и форме оплаты;

—   номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, его выдавший, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование исполнителя, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший.

Исполнитель обязан предоставлять потребителю для ознакомления:

—    правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утверждённые постановлением Правительства РФ от 15.08.1997. №1025;

—   адрес и телефон подразделения по защите прав потребителей органа местного самоуправления, если такое подразделение имеется;

—    образцы квитанций об оказании услуг;

—    альбомы и журналы с моделями причесок и т.п.;

—    перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот;

—   книгу отзывов и предложений.

При посещении парикмахерских, салонов красоты потребителю нужно обратить внимание на следующее.

Для обслуживания клиентов исполнитель обязан использовать только чистое белье, запас которого должен обеспечивать индивидуальное применение его для каждого посетителя. Допускается использование одноразовых шапочек, накидок, простыней, салфеток. После каждого применения использованное белье подлежит стирке и дезинфекции.

Остриженные волосы с шеи и лица клиента мастер должен  удалять чистой индивидуальной салфеткой или ватой. Не допускается использование для этих целей волосяных кистей, не подлежащих дезинфекции. Сбор остриженных волос производится в закрывающийся совок, непосредственно у кресла с последующим складированием  в герметические емкости (одноразовые полиэтиленовые пакеты для мусора или из крафт-бумаги). Не допускается повторное использование пакетов и мешков и их вытряхивание в контейнер для бытовых отходов. Хранение волос осуществляется в специальной промаркированной емкости с плотно закрывающейся крышкой.

Для обслуживания одного клиента должен быть определен минимальный набор инструментов. На одно рабочее место следует иметь не менее трех наборов:

— один в процессе обслуживания;

— второй — на обработке и дезинфекции;

— третий — для обслуживания следующего клиента.

Зажимы, бигуди, колпаки и сетки для химической завивки волос, шапочки для мелирования мастер обязан мыть под проточной водой с моющими средствами. Расчески, щетки, ножницы для стрижки волос мастер обязан мыть под проточной водой, дезинфицировать в бактерицидных излучателях или в растворах  дезинфицирующих средств путем полного погружения в раствор на время, соответствующее инструкции. Для хранения подготовленных к работе инструментов на рабочем месте допускается использование бактерицидных ультрафиолетовых облучателей. Съемные ножи электрических бритв мастер должен протирать дважды (с интервалом 15 мин.) тампоном, смоченным 70% этиловым спиртом.

Парфюмерно-косметические средства должны иметь сертификаты соответствия, не просроченные сроки годности и русский перевод потребительской информации.

Перед началом и после окончания обслуживания клиента мастер должен тщательно вымыть руки с мылом.

Окраску волос мастер должен осуществлять в резиновых перчатках.

Работники парикмахерской должны использовать чистую спецодежду. Верхняя одежда, обувь, головные уборы и личные вещи работников хранятся в гардеробной для персонала, а не на рабочем месте.

Работники парикмахерской на рабочем месте не должны курить и принимать пищу.

Беременные и кормящие женщины и лица моложе 18 лет, к работе с дезинфицирующими средствами не должны допускаться. Со дня установления беременности женщинам не рекомендуется выполнение работ по химической завивке и окраске волос.

У каждого работника должна быть личная медицинская книжка установленного образца с результатами медицинских обследований, лабораторных исследований (терапевт, флюорограмма — 1 раз в год, дерматовенеролог — 2 раза в год) и гигиенической аттестации (1 раз в 2года).

Лица, поступающие на работу, должны проходить перед трудоустройством профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию в установленном порядке.

При оказании услуг парикмахерских должны быть соблюдены следующие требования безопасности:

—   Срок использования материалов по назначению должен соответствовать сроку годности, установленному изготовителем.

—   При использовании материалов и проведении технологических процессов оказания услуг парикмахерских необходимо учитывать противопоказания и индивидуальную особенность клиента.

—   Перед началом технологических процессов оказания таких услуг парикмахерских, как химическая завивка, окраска волос, бровей и ресниц, необходимо проверить кожу клиента на чувствительность к используемым материалам в соответствии с технологией на данный вид услуг парикмахерских.

—   Нормы времени, расхода материалов и последовательность технологических операций должны быть соблюдены в соответствии с технологией на данный вид услуг парикмахерских.

—   Используемые инструменты и приспособления должны проходить обязательную дезинфекцию.

—   Белье, применяемое при обслуживании клиентов, должно регулярно проходить санитарную обработку или быть одноразовым. Повторное применение использованного белья не допускается

—   Температура воды, используемой при оказании услуг парикмахерских, в том числе косметических, должна соответствовать технологии на данный вид услуг с учетом индивидуальных особенностей клиента. При отсутствии технологического описания температурных режимов воды конкретного вида услуг парикмахерских температура воды должна быть не менее 38 °C, но не более 50 °C

—   Реализация, применение и хранение материалов, составленных по индивидуальному рецепту и не имеющих гигиенических заключений, не допускаются.

—   При химической завивке и окраске волос химическими красителями необходимо строго соблюдать состав, концентрацию и время воздействия (выдержки) применяемых химических препаратов в соответствии с технологией конкретных видов услуг с учетом индивидуальной структуры волос клиента.

—   Концентрация (массовая доля) специального состава (фиксажа) при химической завивке волос не должна превышать 5%.

—   Значение показателя концентрации ионов водорода (pH) препаратов для завивки волос должно быть от 7 до 11.

—   При окраске волос химическими красителями массовая доля пероксида (перекиси водорода) должна быть от 0,2 до 18,0%.

—   При окраске бровей и ресниц массовая доля перекиси водорода в препарате должна быть не более 3%.

В случае обнаружения недостатков оказанной услуги потребитель на основании Закона РФ «О защите пав потребителей» и Правил бытового обслуживания населения в РФ вправе потребовать:

—   безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;

—   соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;

—   возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьим лицом.

Потребитель вправе расторгнуть договор об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги исполнителем не устранены. Потребитель также вправе расторгнуть договор об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора.